Проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу
Министерство юстиции

В 1992 году Российская Федерация присоединилась к Гаагской Конвенции 1961 года, которая отменяет для государств-участников Конвенции требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, направляемых в то или иное государство.

В соответствии с Конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций Российской Федерации, должен проставляться специальный штамп – апостиль, удостоверяющий «подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ» (статья 5 Конвенции).

По смыслу Конвенции под официальными документами понимаются, в частности, документы, исходящие от нотариуса, административных и судебных органов, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, подпись на которых может быть удостоверена путем проставления апостиля без предварительного свидетельствования ее подлинности нотариусом. Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими учреждениями, а также на те административные документы, которые имеют прямое отношение к коммерческой или таможенной операциям (статья 1 Конвенции).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, удостоверяются путем проставления на таких документах апостиля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Государственная услуга по проставлению апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных компетентными органами на территории Мурманской области в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации предоставляется Министерством юстиции Мурманской области через структурное подразделение - сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области.

Заявителем на предоставление государственной услуги является физическое или юридическое лицо, предъявившее официальный документ.

Государственная услуга предоставляется при поступлении в сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области заявления с приложением документов:

- доставленных лично заявителем;

- направленных по почте.

Срок проставления апостиля не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации сектором ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области запроса заявителя о проставлении апостиля, если иное не предусмотрено Административным регламентом.

Срок проставления апостиля может быть продлен сектором ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области до тридцати рабочих дней, в случае необходимости направления Министерством юстиции Мурманской области запросов.

Срок предоставления государственной услуги может быть продлен по основаниям:

- в случае отсутствия в секторе ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ;

- в случае, если заявителем не представлена квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

- в случае, если в представленной квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги, отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным.

В случае принятия решения о продлении срока рассмотрения заявления на проставление апостиля, сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области письменно уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.

Максимальное время ожидания заявителей в очереди при подаче документов на оказание услуги, получении результата оказания услуги или для получения консультации не может составлять более 15 минут.

Регистрация заявления и необходимых документов для предоставления государственной услуги осуществляется:

- в течение 15 минут при личной подаче заявления;

- в течение 1 рабочего дня при получении заявления по почте.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача (направление) заявителю:

- официального документа с проставленным апостилем;

 - уведомления об отказе в проставлении апостиля.

            Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги

За проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер и порядок уплаты государственной пошлины установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 2500 рублей за каждый документ.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

В случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом*, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.(*Федеральный Закон от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).


Реквизиты для уплаты государственной пошлины: https://minjust.gov-murman.ru/areas-of-activity/zags/qr/index.php 

Также вы можете оплатить государственную пошлину на информационно-аналитическом портале "Реестр ЗАГС" по ссылке: https://zags.nalog.gov.ru/services/duty

AA